Музыкальное искусство в синергетическом освещении

В последнее время синергетика – теория самоорганизации – всё чаще становится основой в изучении процессов становления и развития систем, принадлежащих различным уровням материального мира: природному, социальному, культурному. И это понятно, поскольку, как отмечают авторитетные исследователи, при изучении систем разумно «действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов её развития. В такой ситуации значение законов самоорганизации, формирование упорядоченности в физических, биологических и других системах трудно переоценить».

В поле нашего зрения – музыкальное искусство. И, прежде всего, возникает вопрос: правомерно ли применение синергетического подхода к анализу музыки? Думаем, что после публикаций работ, посвящённых синергетике искусства в целом, т.е. как единой саморазвивающейся системы, такой подход не только правомерен, но и необходим. Дело в том, что искусство как целостную систему образуют отдельные его виды: живопись, литература, музыка и т.д., каждый из которых также представляет собой определённую систему и потому имеет все основания быть предметом самостоятельного изучения с позиций синергетики.

Особенно,на наш взгляд, это имеет отношение к музыке в силу её временной специфики как вида художественного творчества.

Отправным пунктом наших размышлений о музыке в синергетическом аспекте стало положение о том, что «синергетика устанавливает мостики между мёртвой и живой природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью человека». Иначе говоря, как мы это понимаем, синергетика выступает в качестве научного метода, позволяющего осознать существование единой глобальной эволюции Вселенной. Учитывая сказанное, мы предлагаем рассматривать музыку, в единстве её разновидностей, как саморазвивающуюся систему в рамках общей глобальной эволюции звуковых систем: от звучания «неживой» материи к «живой» – биологической и далее – социокультурной (включая художественную).

О возможности такого рассмотрения музыки свидетельствует язык музыкального искусства (выступающий в виде репрезентирующего фактора музыки), который, по сути, имеет трёхуровневую структуру: первый уровень – физико-акустическое звучание (связь со звучаниями «неживой» природы), второй – коммуникативно-интонационное (связь со звуками «живой» природы), третий – духовно-ценностное, выявляющее специфику социокультурного (в том числе – художественного) существования человечества.
Кроме того, множество высказываний композиторов и исполнителей, особенно XX в.: Ч. Айвза, А. Веберна, О. Мессиана, Я. Ксенакиса, Э. Ансерме и др., также свидетельствует в пользу, указанного выше, нашего понимания музыкального искусства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)