Музыка и эволюция
Эволюцию мы понимаем в синергетическом смысле: как системно-эволюционное развитие материи по принципу «неживая», физическая – «живая», биологическая – социокультурная, человеческая, где «живая» материя – качественный итог развития «неживой», социокультурная – «живой». В этом плане музыка, будучи социокультурным образованием, является качественным итогом системно-эволюционного становления материи.
Свидетельство тому, что музыка – качественное достижение системно-эволюционного развёртывания материи, – наличие в её звуковом материале (наиболее полно воплощаемом в звуковой конструкции музыкального произведения европейской профессиональной музыки конца XVI – начала XX вв.) трёх уровней звучания, именуемых нами физико-акустическим, коммуникативно-интонационным и духовно-ценностным. Физико-акустический уровень – естественно-природный (физический) срез звучания музыки, коммуникативно-интонационный уровень – естественно-природный (интонационный, или биологический), духовно-ценностный уровень – социокультурный (человеческий).
В силу того, что физико-акустический, коммуникативно-интонационный и духовно-ценностный уровни звучания музыки соответственно связаны с тремя видами материи: «неживой», «живой» и социокультурной, в указанной последовательности представляющими системно-эволюционное движение материи в целом, названные уровни звучания можно рассматривать как поступательные этапы эволюции музыки, заключающейся, в соответствии с общим принципом эволюции, в её (музыки) качественном совершенствовании.
Исследуя эту ткань с точки зрения коммуникативно-интонационного уровня, можно говорить не только о ритме, метре, темпе и т.д., но и интонации, оказывающейся качественным итогом (качественной суммой) предшествующего эволюционного развития звуковой материи, определяемой в понятиях «ритм», «метр», «темп», «тембр» и «динамика».
Наконец, рассматривая звуковую ткань музыки в аспекте духовно-ценностного уровня звучания, можно уже говорить не только о ритме, метре, темпе, тембре, динамике, интонации, но и ладе, тональности, мелодии и гармонии, представляющих собой, в свою очередь, качественный итог (качественную сумму) предшествующего эволюционного становления звуковой материи, фиксируемой понятиями «ритм», «метр», «темп», «тембр», «динамика» и «интонация».
- Философия музыки: современный этап
- Музыкотерапия и её значение в современной культуре
- Еще раз о взаимосвязи формы и содержания музыкального произведения
- Музыка в свете психоанализа (к истории вопроса)
- О путях развития музыки в XXI веке
- Таинство музыки: об опыте решения фундаментальных проблем музыкознания в зарубежной музыкальной науке
- Основные функции музыки
- Музыкотерапия: путь к гармонии
- Вариации на тему С. Лангер
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу