Содержание духовно-ценностного воспитания

Педагогика сознания в определенной мере является новым уровнем в развитии теории и методики духовно-нравственного воспитания, отражением духовно-ценностного воспитания.

«Духовность» можно определить как внутреннюю, глубинную основу человека, заключенную в его микрокосмосе, в его сознании, а «нравственность» – это ценность внешнего мира, мерило общественно принятых высоких нравов и норм поведения человека.

Духовность – стремление к внутреннему совершенствованию, потребность в постижении законов Космоса, познании мира, себя, смысла и назначения своей жизни, развитие тех качеств, которые способствуют процветанию мира, взращиванию человечности.

Духовность – это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами Истины, Добра, Красоты, – выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию, движению к цели – Общему Благу.

Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном, помогающим преодолевать низшие потребности, эмоции и поступки. Поэтому совершенствование человека возможно не столько на физическом, сколько на духовном уровне.

Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, богатство интеллекта, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою без-духовность.

Интересно
Проблемы духовного, нравственного и духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А. Беляевой, Н.И. Болдырева, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, К.Д. Ушинского и др.

В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа А.А. Крячко, «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Т.Г. Феоктистова, Н.П. Шитякова, «Программа «Духовно-нравственное образование детей на Православных традициях белорусского народа»», Программа «Мировидение», Программа «Введение в предани», Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа «Мировидение» дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста, «Путь к храму» краткая программа катехизации для старшеклассников и родителей.

И. А. Зимняя определяет воспитание как «направление духовного, морально-нравственного становления личности в организуемых условиях образовательной среды». В. А. Беляева под духовно-нравственным воспитанием понимает процесс организованного целенаправленного внешнего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

«Духовно-нравственное воспитание есть целенаправленное освоение личностью духовных и нравственных ценностей, определение духовного идеала и самореализация стремления к нему, саморазвитие и самосовершенствование в системе гуманистических отношений воспитателей и воспитанников.

К высшим духовным ценностям нами относятся следующие:

  • ценность человеческой личности;
  • наличие высокого духовного идеала (как идеальный вариант – идеал Творца);
  • стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему;
  • жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям (то, что называют духом общинности), как служение Творцу, Отечеству и ближним;
  • эстетическое отношение к миру, стремление к красоте и гармонии во всем;
  • следование принципам доброты и гуманизма во всех отношениях с другими людьми;
  • стремление к деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию;
  • свобода воли в человеке как познание Истины и следование ей.

Нравственные ценности:

  • чувство долга;
  • самостоятельность в определении собственной позиции, поступках и ответственность за них;
  • ответственное отношение к делу;
  • искренность в отношениях с людьми;
  • требовательность к себе.

Духовно-ценностное воспитание – это целенаправленная деятельность воспитателя по созданию условий, направленных на формирование, развитие и саморазвитие разнообразных качеств и способностей личности, основанных на духовных ценностях. Духовно-ценностное воспитание является основой для всех видов воспитания. Духовно-ценностное воспитание имеет свои особенности, заложенные в структуру ее элементов.

Интересно
Элементами духовно-ценностного воспитания являются: помощь в формировании мировоззрения на основе духовных ценностей, организация духовно-ценностной деятельности, помощь в самосовершенствовании личности, создание особой культурной среды на основе духовных ценностей.

Духовное развитие каждого индивида в известной мере связано с реализацией тех задатков, которые наследуются им генетически. Без их учета нельзя правильно строить воспитание и самовоспитание и оказывать помощь личности в ее самосовершенствовании. Однако возможности, предоставляемые природой человеку, чрезвычайно велики.

И, конечно, требуется интенсивное воспитание и работа личности над собой, чтобы в должной мере их использовать. Самопознание, взятое в плане действенного самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности только в детском периоде протекает с крайне неразвитым самовоспитанием.

На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для формирования его личности и самовоспитания.

Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения.

Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.

Гегель отмечал, что возникновение стремления индивида к самовоспитанию, личному совершенствованию является столь же неизбежным, как и развитие в нем способности стоять, ходить, говорить.

Начавшись в подростковом периоде развития личности, процесс самовоспитания, по-видимому, не у каждого человека достигает уровня высокого развития, становится систематическим. У некоторых он остается на всю жизнь на стадии, по терминологии психологов, «ситуативного самовоспитания».

Но, так или иначе, возникнув, самовоспитание в той или иной форме сопровождает личность в течение всей ее жизни. Факты, когда индивид ведет бездумную жизнь, пускает на произвол случая свое личное развитие, не противоречат этому, а говорят лишь о том, что в формировании личности возможны явления патологии, дремучего невежества и даже порочного самовоспитания.

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, мироздании, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, человечества, Космоса.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире и Космосе; и мировосприятия, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

Мировоззрение всегда связано с чувственными отношениями, т.е. ощущением удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей реальностью. Поэтому может возникать пессимистическое или оптимистическое мировоззрение, догматическое, или скептическое.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды всегда складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции. Известно, что мировоззрение может формироваться стихийно, и тогда мы говорим об обыденном мировоззрении, под влиянием религиозных учений (религиозное мировоззрение), на основе специально организованного освоения научных знаний (научное мировоззрение).

Но сейчас появилось понятие гуманистическое мировоззрение в связи с осознанием глобальных проблем человечества: социальная несправедливость, экологические катастрофы, экономический глобализм и многое другое. Проблема человека, его взаимоотношений в условиях научно-технического прогресса, духовного развития являются ведущими для развития гуманистического мировоззрения.

Для устойчивого развития общества необходимо прежде всего обеспечить условия существования, бытия как самого общества людей, так и окружающей среды. Необходимо познавать не только мир, но и последствия его преображения под обратным воздействием сознания, ставшего планетарным явлением.

Гуманистическое мировоззрение характеризует ценности человеческой жизни, развитие гуманного отношения к людям, их культуре и окружающей природе, и соответственно, умение строить отношения с людьми, уважительное и бережное отношение к растительному и животному миру, умение ценить и оберегать культуру, отраженную в архитектуре, живописи, произведениях писателей, поэтов, национальных традициях и т.д.

Современная школа, призванная развивать гуманистическое мировоззрение, должна помочь подростку увидеть взаимосвязь индивидуальных и общественных целей развития. Духовное мировоззрение гораздо шире гуманистического. Оно направлено на принятие процесса развития человека как бесконечности, взаимосвязи человека и Космоса. Поэтому школа должна помочь ребенку осознать себя частью мироздания, а не только своего общества и планеты.

Отношение к миру предполагает органическое единство мироотношения и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и к себе самому в соответствии с задачами строительства нового общества. И, пожалуй, в первую очередь к себе самому.

Если проявление снисходительности, терпимости по отношению к другим людям в тех случаях, когда это не касается вопросов общественно важных, идейно и нравственно принципиальных, не наносит ущерба моральному росту человека, а, напротив, свидетельствует о его гуманности и благородстве, то попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и, в конечном счете, может обернуться деградацией духовного облика личности.

Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Для выработки такого самоотношения нужна огромная воспитательная и самовоспитательная работа. Нужны не просто определенные философские, политические, эстетические, этические и духовные знания, но и умение применять их в жизни, в своей деятельности, познавать себя, оценивать себя критически, строго требовать с себя, владеть своими внутренними силами, самому управлять своим внутренним ростом.

Самосовершенствование не есть просто «сторона», «часть», «продолжение», «дополнение» воспитания. Оно прежде всего является существенным моментом воззрения человека на мир и на себя самого как на субъекта активной преобразовательной деятельности.

Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов – воззрение человека на себя самого. Точно так же обстоит дело и с мироотношением. Итак, помощь в самосовершенствовании личности – это важнейший элемент духовно-ценностного воспитания.

Для развития духовности необходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования. Духовность взращивается в человеке посредством освоения знаний о мире, путем мыследеятельности, путем освоения культуры. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек – это человек, одаренный в творческом отношении, и способный строить жизнь по законам красоты.

Если в общих чертах представить, что необходимо сделать педагогам для подготовки ребенка к взрослой жизни, то наиболее важными элементами являются: здоровье, духовные качества, разнообразные способности (интеллектуальные, организационные, физические, трудовые, эстетические и т.д.). Поэтому нами выделены следующие направления духовно-ценностного воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное и экзистенциальное (психическое) воспитание.

При этом направление «воспитание духовной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений духовно-ценностного воспитания. Духовно-ценностное воспитание и совершенствование человеческого существа должно начинаться при его рождении и продолжаться на протяжении всей его жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)