Закономерности развития коллектива

Закономерность познавательной активности. Данная закономерность, в рамках исследования, имеет свою специфику и обусловливается тем, что воспитание и развитие ребенка как формирование в его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача по освоению культурного наследия осуществляется через поддержание активности самой личности.

Поэтому педагогу необходимо создавать разнообразные условия, которые бы мотивировали ребенка к активному освоению знаний и способностей в коллективе. Итак, только развивая коллектив, обеспечивающий потребностно-мотивационную сферу личности, условия для успешного развития ее способностей, представляется возможным стимулировать познавательную активность учащихся и достигать цели воспитания в коллективе.

Закономерность последовательности и поддержки ребенка в его развитии. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о необходимости обеспечения разнообразных потребностей ребенка (А. Маслоу, К. Роджерс) с целью его адекватного развития и саморазвития.

Поэтому педагогу необходимо строить свою работу в соответствии с интересами и потребностями ребенка, создавая условия для обеспечения помощи и поддержки на всех возрастных этапах его развития, в процессе возникновения проблем, с которыми он сам не может справиться. Только в атмосфере безопасности и поддержки процесса познания, что и призван обеспечить коллектив, может осуществляться успешное развитие ребенка и коллектива и эффективное воспитание в коллективе.

Закономерность сущностного единства в многообразии элементов. Сутью этой закономерности является то, что ценности и идеи принадлежат каждому элементу коллектива. Поэтому привнесенные извне новые образовательные факторы последовательно включают механизм нелинейного развития коллектива от идеальных компонентов к компонентам практической реализации.

Например, появление новых идей субъектами коллектива в рамках существующей реальности приводит к необходимости привнесения нового в иные элементы, изменениям в целях, содержании, формах, методах работы, отношениях. Поэтому для обеспечения эффективности развития коллектива важно учитывать элементы каждого из них.

Закономерность адекватных факторов влияния. Основой этой закономерности является то, что влияние коллектива на его субъектов проявляется сильнее всего по тем аспектам, по которым он имеет наименьшие способности к развитию. Например, слабоуспевающему ученику в условиях коллектива оказывается большая помощь, поддержка и создаются дополнительные условия для восстановления имеющихся пробелов в знаниях или способах получения их. Поэтому коллектив должен обеспечивать адекватные условия для успешного развития ребенка.

Интересно
Закономерность взаимосвязи воспитательной среды коллектива и ценностных ориентаций ее участников Формирование ценностных ориентаций членов коллектива напрямую зависит от состояния воспитательной среды коллектива, ее обеспеченности всеми необходимыми компонентами (системой поддержки, атмосферой сотрудничества, коллективными традициями, символами, системой демократического управления, соответствующей материально-предметной сферой).

Закономерности определяют требования педагога по отношению к коллективу и его членам, которые выражаются педагогическими принципами. Принцип целеустремленной сообразности означает, что деятельность педагога по развитию коллектива строится исходя из целей всех его участников, в том числе педагогических.

Принцип идейноустремленной сообразности означает, что деятельность педагога строится, исходя из предложенных идей его участников, сообразных задачам образования, осмысленных и в обобщенном виде принятых ими, что позволяет обеспечить пути ее развития в процессе коллективной мыследеятельности. Это способствует как развитию каждого участника, так и коллектива в целом.

Принцип ценностной адекватности – педагог осуществляет свою деятельность по развитию коллектива при условии принятия каждым ее членом общих ценностей, адекватных целям ее участников, выработанным в коллективе.

Принцип принятия общих норм сотворчества – педагог создает условия для формирования организационного единства в коллективе, принятия норм совместной деятельности и способов движения к объекту познания.

Принцип комплексности в коллективе ориентирован на:

  • одновременное последовательное изменение всех его характеристик и компонентов;
  • учет и использование разнообразных критериев и показателей оценки ее влияний в совокупности всех ее качественных состояний;
  • учет взаимных изменений в личности педагога, школьника, родителя.

Данные закономерности и принципы могут быть дополнены другими, которые раскрыты нами в параграфах, посвященных интеракционисткой ориентации развития коллектива.

Этапы развития коллектива с когнитивистской ориентацией:

  • ознакомительный – строится на выявлении интересов друг друга, определении сферы общих интересов, но при этом, не мешая каждому озвучивать и предлагать свои взгляды, если они направлены в общий поток движения к цели, принятии общих идей, построении пути движения к ним. В процессе когнитивного общения возникают эмоциональные контакты (притяжение). Доверие и уважение, доброта и плюрализм мыслей, готовность выслушать и понять другого, извлечь ценную информацию для всех и себя – вот задачи этого периода. В настоящее время рождение такого коллектива можно осуществить через социальные сети и личные контакты, предложив встречу заинтересованных лиц в разработке уникального проекта, который будет создан на основе идей, сферы поиска, предложенных самими участниками встречи и отобранных ими для совместного поиска и реализации. В результате остается только та группа, которая смогла защитить свою идею и нашла участников для ее осмысления и воплощения.
  • этап организационного единения. Следующим шагом будет встреча для обсуждения этапов движения, методов работы, необходимого инструментария. Ответственность участия закрепляется за каждым, но обязанности делегируются в процессе их возникновения в период совместной деятельности. Симпатии в группе возникают исключительно в сфере исследования и совместной деятельности, которые могут развиться в дружеские связи и иные чувства вне коллектива или продолжиться после окончания работ. Это коллектив, который соответствует его общему определению в педагогике и психологии и включает необходимый набор элементов. О временных детских коллективах было издано достаточно работ в контексте детского оздоровительного лагеря, методики коллективной творческой деятельности. Однако рассмотрение их всегда было с позиции исследования его субъектности, содержания деятельности, характеристики структуры коллектива. Итак, коллектив вырабатывает общие взгляды и ценностные ориентиры в группе, нормы управления, построенные на доверии и уважении друг к другу, вырабатывает законы соответствия друг другу, определяет точки возврата для дальнейшего движения как способа установления верных решений, если они были приняты неосмысленно, не поняты, не верны, т.е их коррекция (весь процесс будет нарушен, если не вернуться к точке, когда это решение возникло, не было принято всеми или замалчивалось). Появляются свои организационные лидеры, генераторы идей, исполнители и т.д. Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить общение. Для большинства детей коллектив становится привлекательным сообществом. На этом этапе требования педагога поддерживаются частью воспитанников (активом), а актив предъявляет требования к товарищам и самим себе. Организационное единение предполагает возможность построения коллектива на основе принятия общих законов взаимодействия, выявления способностей каждого к управлению. Это демократия, но с элементами автократии, где авторами становятся каждый со своими предпочтениями (что лучше получается, то и стремится реализовать). Для этого каждый должен попробовать себя в разных ролях: мудреца, воина, руководителя-организатора, простого работника-исполнителя, посредника, творца, исходя из своих интересов и способностей.
  • этап – мыследеятельности, активного взаимодействия с целью порождения новых взглядов, идей, знаний в процессе совместного творчества (дискуссии, эксперименты, «мозговой штурм» и т.д.), оформление когнитивного продукта. Усиливается сплочение коллектива, возникает радость совместного труда. Задача педагога заключается в поддержании оптимистического взгляда в процессе жизнедеятельности, развитии волевых качеств, усердия, устремленности, внутреннего равновесия и т.д. На этом этапе все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. Условия приближения к знанию – любовь, устремленность, применение. Применение – это продвижение, утверждение собой, своей деятельностью сущности идей, несущих знания. Необходимо породить новую мысль, которая становится отложением новых энергий, становится магнитом для новых отложений. Так идет накопление и ведет к реализации идеи. И если кто-то говорит, что не смог справиться с чем-то вовне и потому не преуспел, обманывает самого себя, ибо с собой не справился. Преодоление своей слабости – это овладение новыми энергиями и власть над собой и окружающим пространством.
  • этап формализации (возможен, но не в полном объеме, например, минуя этап «консервации инновационных процессов», «стагнации»): систематизация и обобщение опыта, его трансляция, консервация инновационных процессов; распространение полученной коллективной идеи (знания), диссеменация идей в открытом образовательном пространстве. На этом этапе происходит углубление и систематизация знаний членов коллектива, раскрываются возможности для активного индивидуального развития воспитанников. Однако возможно возникновение конкуренции между его участниками. Педагогу необходимо оказывать помощь в устранении негативных проявлений, поддерживать состояние защищенности в коллективе.
  • этап преобразования: появление новых носителей идей (изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности), рефлексия деятельности, коррекция и построение новых перспектив, т.е. возвращение к этапу, когда шел процесс установления связей, поиска общих идей, но на качественно более высоком уровне развития.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)