Предупреждение региональной бытовой насильственной преступности

Приоритетные меры общесоциального предупреждения насильственных бытовых преступлений заключаются в активизации отечественного производства в ведущих отраслях народного хозяйства, обеспечении постепенного подъема уровня жизни, активном противодействии экономической преступности.

Например, в г. Рубцовске 1 июня 2017 г. состоялось первое заседание организационного комитета «Форума развития Рубцовска», который привлек в город серьезные дополнительные силы и средства.

Главная задача – разработка методов оздоровления социально-экономической ситуации и комплексной модернизации городского хозяйства.

Важным мероприятием в преддверии Форума стала работа по организации в Рубцовске территории опережающего социально-экономического развития.

В целях стабилизации социально-экономической обстановки в регионе с помощью СМИ предлагается активнее пропагандировать и показывать реальные примеры противодействия власти коррумпированным чиновникам.

Например, прокурор Октябрьского района Барнаула подал иск в суд о взыскании с бывшего государственного инспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 132 тысячи рублей. Мужчина проверял знания норм и правил в области энергетического надзора у сотрудников службы с постановкой по ее результатам соответствующей отметки. За положительный результат ему платили по 3 тысячи рублей.

Одной из составляющей такого рода деятельности является снижение уровня безработицы. В выступлении заместителя Генерального прокурора РФ Д.В. Демешина на краевой коллегии, состоявшейся в феврале 2021 г., прозвучало, что на начало года оказалось свыше 36 тысяч безработных в результате массового высвобождения работников на предприятиях г. Барнаула и г. Бийска.

По мнению высокопоставленного столичного чиновника, деньги, выделяемые на нацпроекты занятости населения, не доходят до людей, а тратятся на оборудование самих центров занятости. Эти немалые средства должны были быть направлены, прежде всего, на обучение по направлению центров занятости населения профессиям, востребованным на рынке труда, в т.ч. сотен женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих вернуться к трудовой деятельности.

Основным специализированным субъектом предупреждения насильственной бытовой преступности являются органы внутренних дел

Сегодня полиция должна реагировать не только на преступления против личности, но и на другие факты насильственного поведения, не являющиеся преступными или правонарушающими.

В рамках предотвращения насилия работники полиции принимают меры, направленные на склонение лиц, замышляющих преступления против личности, к добровольному отказу от приискания средств совершения преступлений, соучастников; от сговора на совершение преступления либо иного умышленного создания условий для их совершения.

В арсенале полиции имеется сегодня достаточно возможностей, средств и способов предотвращения преступлений и административных правонарушений, регламентированных законом:

  • выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения правонарушения;
  • устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении насильственного деяния;
  • искусственное создание обстановки, исключающей либо затрудняющей возможность совершения правонарушения, что особенно важно при предотвращении тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

В целях пресечения насильственных преступлений и административных правонарушений (недопущения наступления их серьезных последствий) органы внутренних дел должны стремиться предотвратить умышленные насильственные действия виновных путем своевременного выявления признаков насильственного поведения, принятия адекватных мер по недопущению доведения преступления до конца и наступления общественно опасных последствий, привлечения виновных к ответственности за приготовление или покушение на преступление.

При этом следует отметить, что предупреждение любого вида преступлений имеет следующие стадии:

  1. Выявление и анализ лиц, ведущих антиобщественный образ жизни.
  2. Постановка их на профилактический учет (при наличии оснований).
  3. Оказание на них необходимого воздействия.
  4. Выявление, изучение и нейтрализация причин и условий преступности.

Таким образом, предупреждение преступности следует начинать с выявления лиц, от которых можно ожидать совершения противоправных деяний в состоянии опьянения. Данная предупредительная деятельность входит в одну из основных обязанностей участкового уполномоченного полиции.

Поэтому важным этапом предупредительной деятельности ОВД является своевременное и полное выявление лиц, от которых можно ожидать совершения насильственных преступлений и административных правонарушений.

Этому может способствовать активное использование всевозможных источников информации о подобных лицах, к которым следует отнести:

  • административные материалы в отношении доставленных и задержанных лиц;
  • письма, жалобы, заявления граждан, организаций о противоправном поведении того или иного лица;
  • материалы подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции о неблагополучных семьях;
  • материалы на лиц, имеющих огнестрельное оружие, хранящееся как законно, так и незаконно, которые злоупотребляют спиртным, совершают административные правонарушения;
  • данные медицинских учреждений о лицах, употребляющих без назначения врача наркотические и психотропные вещества, имеющих аномалии психики и склонных к насилию;
  • оперативные учеты подразделений уголовного розыска на лиц, замышляющих совершение тяжких насильственных преступлений, и др.

Результаты изучения профилактируемых следует фиксировать в справках, рапортах и других служебных документах, которые в последующем послужат основанием для оценки произошедших изменений в личных качествах и поведении правонарушителей, корректировки применяемых мер.

В целях решения воспитательно-профилактических вопросов необходимо создавать условия для эффективного социально-правового контроля над лицами, склонными к насилию.

Такой контроль должен ограничивать или исключать фактическую возможность для продолжения лицом противоправного поведения. Он призван обеспечить специальный педагогический режим, особые условия воспитания правонарушителя.

Большое значение для предупреждения насильственных преступлений имеет работа с материалами уголовных дел: внесение представлений об устранении причин и условий этих преступлений, обсуждение материалов уголовных дел с общественностью, подготовка публикаций и выступлений в СМИ, проверка сообщений о фактах смерти, телесных повреждениях, поступающих из медицинских учреждений.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (маргинальная среда, несовершеннолетние и молодежь, алкоголики и наркоманы, не работающие и не учащиеся, ранее судимые, лица с отклонениями в психике).

Непосредственным субъектом профилактики бытового насилия является участковый уполномоченный полиции, наделенный для этого дополнительными полномочиями

Так, в соответствии с п. 63 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции участковый проводит индивидуальную профилактическую работу с категорией граждан, состоящих на профилактическом учете, как совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих.

Выявление интересующих полицию лиц осуществляется путем профилактического обхода административного участка, анализа поступивших заявлений и обращений от граждан, проверки подучетных лиц по базам данных ИБД, ОСК, взаимодействия органов дознания со следствием, проведения рейдов по обеспечению общественного порядка на территории обслуживания.

Такие лица выявляются также среди освобожденных из мест лишения свободы, осужденных ранее за совершение бытовых, насильственных, корыстно-насильственных преступлений, не связанных с лишением свободы, иных правонарушителей, в т.ч. злоупотребляющих спиртным, потребляющих наркотические средства.

При профилактическом обходе административного участка участковому уполномоченному полиции следует своевременно выявлять признаки семейного насилия, проявляющиеся в следах телесных повреждений у членов семьи (ссадины, гематомы), в систематических жалобах членов семьи, соседей на частое употребление виновным спиртных напитков, грубое, оскорбительное поведение и др.

Непосредственное осуществление индивидуальной профилактической работы должно строиться на заранее продуманных и спланированных профилактических беседах с лицами, склонными к совершению насильственных бытовых преступлений, в ходе которых следует принимать меры, направленные на примирение конфликтующих сторон, оказывать содействие в трудоустройстве граждан, помогать в разрешении сложной жизненной ситуации, убеждать при необходимости в добровольном лечении больных алкоголизмом или наркоманией.

Если перечисленные меры не дают положительного результата, необходимо виновное лицо привлекать к административной или уголовной ответственности в целях предупреждения совершения более тяжкого преступления. Эффективными могут быть мероприятия по разъяснению и пропаганде необходимости добровольной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов, хранящихся без соответствующего разрешения.

Не менее важна виктимологическая профилактика, меры которой должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их легкомысленно-неосмотрительного, беспечно-рискованного, распущенно-провокационного и иного виктимного поведения. Значимость этой работы подтверждается ростом в последние годы уровня виктимизации населения.

Организуя работу с лицами, совершившими преступление или административное правонарушение в состоянии опьянения, участковому уполномоченному полиции следует обращать внимание и на жертву.

Интересно
Довольно часто «пьяное» преступление совершается в бытовой сфере по причине виктимного (как правило, провоцирующего, противодействующего, легкомысленного, асоциального) поведения самого потерпевшего.

Это поведение нередко выражается в систематическом пьянстве, употреблении наркотиков, словесной ругани, нецензурной брани, предъявлении необоснованных претензий, нанесении ударов и ином конфликтном поведении в отношении виновного, что, как правило, приводит к преступлению.

Поэтому в целях недопущения преступных посягательств участковым уполномоченным полиции при работе с гражданами предлагается проводить разъяснительную работу по поводу недопущения конфликтного поведения и провокации насилия по отношению к лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Конфликтное поведение порождает противоправное поведение с их стороны либо способствует ему.

При совершении тяжких насильственных преступлений на бытовой основе чаще всего жертвами выступают знакомые, соседи, приятели, сами порой характеризующиеся негативно, ведущие аморальный образ жизни, а также родственники и члены семьи.

Виктимологическую профилактику следует проводить на общем и индивидуальном уровнях. Общая профилактика осуществляется при работе с общественностью, с помощью которой выявляются граждане, допускающие легкомысленное, провоцирующее, противодействующее и иное виктимное поведение. Они устанавливаются с целью проведения с ними разъяснительной работы по недопущению провокационного поведения.

На индивидуальном уровне следует выявлять потерпевших от насилия (в т.ч. и потенциальных потерпевших) и разъяснять им недопустимость конфликтного поведения с лицами, находящимися в состоянии опьянения.

Основными мерами виктимологической профилактики насильственных бытовых преступлений являются:

  • разработка и распространение профилактических памяток, мобильных и иных интернет-приложений, разъясняющих гражданам, как не стать жертвой бытового (домашнего) насилия, с рассмотрением наиболее типичных ситуаций;
  • информирование граждан через средства массовой информации о правовых основах, обучение способам противостояния бытовому насилию, в т.ч. приемам самообороны;
  • периодическое проведение групповых и индивидуальных занятий, разъяснительных бесед о недопущении виктимного поведения, с оповещением о предстоящих криминогенных ситуациях и ориентированием граждан на поддержание взаимодействия с органами полиции, контроль за поведением потенциальной жертвы и др.

Эффективность профилактики бытовых насильственных правонарушений зависит в основном, во-первых, от своевременного и оперативного реагирования дежурных частей ОВД на сообщения об острых бытовых конфликтах, во-вторых, от грамотных, профессиональных действий участкового уполномоченного полиции при разбирательстве причин и обстоятельств конфликта.

Важно, чтобы в регионе была разработана программа по предупреждению насилия в семье

Целью такой программы должно стать создание организационно-правовых основ борьбы с данным явлением, его социальная профилактика, оказание помощи жертвам семейного насилия и обеспечение безопасности.

Так, Указом Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» предусмотрено принятие программы, пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры. По этому указу Правительством Российской Федерации принято распоряжение.

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и осуществления эффективного взаимодействия органов и организаций по профилактике жестокого обращения с детьми Минобрнауки России направило методические рекомендации «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми», в которых описывается деятельность центров социальной помощи семьям и детям.

Кроме того, сегодня в Алтайском крае (наряду с другими субъектами РФ) работает Центр помощи жертвам насилия «Женский альянс», находящийся в г. Барнауле, имеется кризисный центр для женщин, на интернет-ресурсах размещены сайты с информацией о предупреждении семейного насилия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)