Предупреждение региональной экстремистской преступности

Сегодня низка эффективность предупреждения экстремизма, поскольку большинство профилактических мер проводится правоохранительными органами по факту уже совершенных противоправных деяний.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации указывает в качестве одного из направлений решения поставленных задач совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй РФ.

Обеспечение государственной и общественной безопасности предполагает усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, достижение гражданского мира и согласия в обществе являются одними из главных задач органов государственной власти.

Укрепление демократических основ современного российского государства способствует формированию институтов гражданского общества и все более возрастающей их роли в различных сферах общественной жизни, в т.ч. деятельность правоохранительных органов.

Основной упор при этом необходимо делать на воспитание нового поколения в духе толерантности и терпимости друг к другу, в т.ч. к представителям разных национальностей, религиозных конфессий и т.д.

Особое внимание следует уделять занятости молодежи и несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, доступности образования, спорта, культурного досуга в регионе, что, безусловно, является залогом успешной профилактики экстремизма и терроризма.

В оперативном плане в нашем регионе представляют интерес лица, формирующие в социальных сетях «закрытые» интернет-группы, в которых под предлогом объединения патриотической молодежи фактически образуются экстремистские группировки. В последние годы судебными органами были признаны экстремистскими несколько десятков сайтов, к которым в последующем был ограничен доступ. По количеству совершенных такого рода преступлений Алтайский край среди регионов СФО находится на втором месте после Кемеровской области.

Вызывает озабоченность существование различных деструктивных сект и культов на территории Алтайского края, среди которых наибольшую опасность представляют «Свидетели Иеговы», «Эллэ Аят» и «Дианетика-Сайентология», которые в завуалированной форме создают благоприятную почву для распространения экстремизма.

Правоохранители систематически проводят проверки по исполнению законодательства о противодействии экстремистской деятельности с принятием мер реагирования по выявленным нарушениям:

  1. В 2017 г. решением Верховного Суда Российской Федерации деятельность религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и всех его 395 региональных отделений признана экстремистской и запрещена на всей территории России.
  2. В 2013 г. прокуратура Новосибирской области добилась закрытия религиозного движения «Эллэ Аят».
  3. В 2009 г. Индустриальный районный суд г. Барнаула в судебном порядке ликвидировал «Гуманитарный центр “Дианетика”».

Как показывают история и современная практика, националистическая идеология успешно воспринимается лицами, имеющими невысокий уровень образования. В силу этого огромное значение приобретает работа по созданию здоровой образовательной и воспитательной среды, в которой могло бы осуществляться формирование гуманистически ориентированной личности, мотивированной на созидательный труд и имеющей направленность на уважительное отношение к коллективу и обществу в целом.

Существует необходимость переподготовки учителей и преподавателей образовательных организаций края в плане усвоения ими умений и навыков по выявлению экстремистских настроений среди учащихся, осуществлению антиэкстремистской пропаганды.

Правоохранителям следует чаще выступать в региональных средствах массовой информации, объясняя гражданам положения законодательства, запрещающего экстремистскую и террористическую деятельность и устанавливающего ответственность за нее.

По мнению Ю.В. Сергеевой, функционирование молодежных общественных правоохранительных образований с возложением на них функций по пропаганде нетерпимости к идеям экстремизма, межнационального и межконфессионального мира и согласия создает социально позитивную альтернативу асоциальным криминальным и экстремистским молодежным группировкам, способствует повышению уровня обеспечения общественного порядка и безопасности.

В 2015 г. была принята госпрограмма «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015-2019 гг. Ответственным исполнителем было назначено Главное управление образования и молодежной политики. Среди мероприятий по реализации программы указаны те же, что были в прошлой программе (2012-2014 гг.). Ничего нового чиновники от образования ни придумать, ни разработать не смогли.

В механизме противодействия экстремизму и терроризму задействованы различные органы государственной власти, среди которых особое место занимают органы внутренних дел

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 в системе МВД России образованы Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму МВД России, Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по федеральному округу, Центры (группы) по противодействию экстремизму УМВД России по субъектам Российской Федерации.

В их компетенцию входят:

  1. Организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений экстремистской направленности путем сбора, обобщения и анализа оперативной информации о лицах, причастных к деятельности экстремистских организаций (сообществ).
  2. Оказание практической, методической помощи территориальным органам внутренних дел в организации пресечения или раскрытия особенно резонансных преступлений экстремистской направленности, в т.ч. установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такого рода преступления.
  3. Изучение социальных, экономических и других факторов, причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений экстремистской направленности с последующим прогнозированием криминальной ситуации в регионах и в Российской Федерации в целом.
  4. Информирование руководства органов внутренних дел о состоянии противодействия экстремизму и внесение предложений по его совершенствованию.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что совершенствование административной деятельности полиции в рассматриваемой области должно осуществляться в четких оперативных действиях:

  • по установлению мест совершения правонарушений экстремистской направленности (несанкционированных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и т.п.);
  • по выполнению индивидуальной профилактической работы в отношении лидеров и активных участников формирований экстремистской направленности;
  • по проведению мониторинга деятельности средств массовой информации и интернета на предмет выявления распространения материалов экстремистской направленности.

В связи с приведенными выше выводами наиболее оптимальными представляются следующие стратегии по противодействию экстремизму:

Стратегия 1. Сохранение стабильной обстановки, гражданского мира и согласия в регионах возможно при достижении определенной автономности и самостоятельности субъектов федерации от центра, для чего уже в ближайшие годы необходимо существенно поднять уровень экономического развития региона, восстановить, хотя бы частично, промышленный потенциал края, максимально повысить эффективность аграрного сектора, запустить наконец-то законсервированные ресурсодобывающие производства региона.

Стратегия 2. Требуется серьезный анализ состояния молодежных проблем в крае. Пора от разрозненных акций по поддержке молодежи перейти к разработке и реализации реальной политики, способной поднять образовательный уровень молодых людей, сформировать культурные и духовные развивающие личность ценности, привить ей правовое, нравственное и правильное религиозное сознание, обеспечить нормальное вхождение молодежи во взрослый социум.

Стратегия 3. Социализация молодого человека невозможна без опоры на родительскую, а в последующем и на свою собственную семью. Родительская семья закладывает в ребенка иммунитет против различных соблазнов и искушений, безнравственного и противоправного поведения.

Своя же благополучная семья сближает молодых людей между собой, с обществом и государством, позволяет наиболее максимально реализовать возможности. Но вначале молодежи должно оказать реальную помощь государство согласно объявленным Президентом Российской Федерации национальным проектам и предстоящему десятилетию детства.

Интересно
Стратегия 4. В рамках действующего законодательства необходимо выстроить оптимальную региональную миграционную политику, которая бы предусматривала гармоничное вхождение переселенцев-иностранцев в среду коренного населения регионов.

При этом следует обращать внимание на необходимое количество рабочей силы мигрантов, их образовательный и профессиональный уровень, возрастные, семейные, национальные особенности принимаемых лиц, регулируемость и управляемость миграционными процессами.

Стратегия 5. Региональные власти, используя имеющиеся у них средства (законотворчество, правоприменение, СМИ, малые национальные автономии) должны целенаправленно формировать толерантные взаимоотношения между жителями региона и приезжими переселенцами.

В связи с этим представляется важным создание системы мониторинга экстремистских проявлений в регионе, ориентированной на раннее выявление организационно-политических противоречий между органами власти и другими социальными институтами и группами населения.

Стратегия 6. Эффективной стратегией противодействия экстремизму должно стать просвещение граждан по вопросам культурного и этнического многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других проявлений экстремизма.

Народы России имеют гораздо больше общих культурных и исторических ценностей и социальных норм, чем этнических различий.

Стратегия 7. Обсудить возможность формирования при региональном бюро судебных экспертиз экспертных советов на паритетных началах с региональными общественными палатами и региональными органами Министерства юстиции Российской Федерации. Именно такого рода советы должны будут проводить экспертные исследования различных информационных материалов на предмет отнесения их к экстремистским на профессиональном уровне.

Стратегия 8. Ограничить бесконтрольность распространения через СМИ информации деструктивного содержания, обеспечив объединение усилий власти, общественности и формирующихся органов журналистского сообщества

Именно через них целесообразно воздействовать на недобросовестных журналистов, нарушающих нормы морали и профессиональной этики своими так называемыми сенсационными материалами.

Профилактика экстремистской деятельности в регионе может достигнуть цели лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления.

Интересно
Правоохранительные и судебные органы нуждаются сегодня в четком юридически верном определении понятия уголовно-правового экстремизма. Сегодня в силу законодательной небрежности возникают сложности при квалификации деяний, подпадающих под экстремистские проявления, которые зачастую оцениваются просто как хулиганские.

Представляется, что действующее законодательство описывает экстремизм больше с позиций социально-политической, нежели чем правовой, поэтому следует поправить и шероховатости законодательства.

Реализация рассмотренных выше мер противодействия экстремистской и террористической деятельности позволит значительно сократить в регионе количество рассматриваемых правонарушений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)