Особенности сегментации рынка услуг

Большое разнообразие потребностей, ожиданий, восприятий, покупательских привычек заставляет фирму ориентироваться не на весь рынок, а на определенный круг потребителей, т.е. свой целевой сегмент. Существует множество критериев деления рынка. Общая структура факторов сегментации представлена на рис. 24 и рис.25.

Особенности сегментации рынка услуг

Особенности сегментации рынка услуг

Но подробная сегментация не будет ограничиваться разделением потребителей на группы. Популярным становится деление сегментации на матрицы. Ниже схематично представлен пример двумерной матрицы сегментации рынка авиаперевозок (см. рис. 26).

Потребителей транспортных услуг при сегментации в первую очередь необходимо разделить на две группы:

  • индивидуальны клиенты;
  • клиенты-организации.

Особенности сегментации рынка услуг

Эти два сегмента потребителей услуг имеют как сходства, так и различия. Как правило, компании разрабатывают разные программы маркетинга для рынков услуг личного характера и для рынка деловых услуг. Однако услуги могут предлагаться и тому и другому сегменту.

Основное различие между этими сегментами связано со спросом на транспортные услуги, объемом требуемых услуг, их сложностью, а также с факторами, воздействующими на покупку. Каждый сегмент может противодействовать высоким ценам или плохому обслуживанию, обращаясь к другой сервисной организации или выполняя некоторые работы самостоятельно.

Два выделенных основных сегмента клиентов не являются внутри однородными и, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие сегменты. Анализ рынка разнообразных видов услуг позволил выделить наиболее общие группы потребителей (см. рис. 27).

Особенности сегментации рынка услуг

Сегментация потребителей в сфере транспортных услуг полезна для выявления существенных различий в ожиданиях клиентов относительно предложений по совершенствованию услуг.

К критериям сегментации рынка транспортных услуг личного характера можно отнести следующие:

  1. Возраст клиентов и их распределение по группам (моложе 25 лет, 26 – 30, 31 – 40, 41 – 50, старше 50).
  2. Пол (мужчины и женщины).
  3. Место проживания (город, поселок).
  4. Другие демографические характеристики (национальность, семейное положение, состав семьи и т.д.).
  5. Средний уровень доходов клиентов.
  6. Уровень образования, социальное положение.
  7. Стиль жизни (род занятий, интересы, взгляды и убеждения).
  8. Частота обращения к услугам (часто; периодически; изредка, но регулярно; никогда).
  9. Мотивы обращения в организацию (удовлетворение текущих потребностей, демонстрация достатка, вкуса, экстренная ситуация и т.д.).
  10. Выгоды при покупке услуги (надежность, качество, изящество, удобство, сервис и т.д.).

К критериям сегментации рынка деловых услуг относятся:

  1. Отраслевые характеристики предприятий и организаций.
  2. Размеры предприятий, являющихся клиентами.
  3. Реальное месторасположение.
  4. Период существования.
  5. Средний объем их реализации (в месяц, в год).
  6. Их финансовое положение.
  7. Частота обращения к услугам компании.
  8. Информация о лицах, которые непосредственно общаются с персоналом фирмы и о лицах, которые принимают решения о том, в какую организацию обратиться.

Для получения информации, ее накопления и обновления фирме, предоставляющей услуги необходимо проводить регулярные опросы (1–2 раза в год) своих клиентов. Для получения дополнительной информации о своих клиентах фирма может использовать вторичную информацию. Небольшим организациям с узкой клиентурой получить вторичную информацию довольно сложно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)