Основные направления формы и методы воспитательной деятельности по развитию ответственности
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в среде студентов первого и второго курса МГПУ с помощью методов наблюдения и беседы. Описание ответственности, на наш взгляд, должно строиться строго на описании конкретного случая, жизненной ситуации, в которой человек принимает те или иные решения, опираясь, прежде всего, на собственное восприятие ситуации. В результате нам удалось выявить направления воспитательной деятельности по формированию ответственности в рамках педагогики сознания.
К ним относятся: аксиологическое (формирование ответственности на основе духовных ценностей), когнитивное (освоение сущности и содержание понятия «ответственности» в контексте педагогики сознания), эмоционально-волевое (формирование ответственности как качества человека, взаимосвязанного с другими качествами, обеспечивающими развитие сознания), и деятельностное (осуществление воспитательной работы, направленной на формирование ответственности в процессе деятельности, совершение соответствующих поступков) направления.
В соответствии с направлениями воспитательной работы были определены методы и формы работы. Деятельностьное направление осуществляется в рамках всех направлений. В практике все направления воспитательной работы по формирование ответственности взаимодополняются, так как их разделение условно.
Нами были определены следующие деятельностные методы:
- метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности;
- метод проекта (моделирование результата деятельности и пошаговое его выполнение в соответствии с принятыми на себя обязательствами), метод сотрудничества (организация совместной деятельности, в которой подросток мог бы быть успешным и проявить свои волевые качества);
- метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях формирования ответственной формы поведения (положительные привычки), обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права самостоятельного выбора способов его решения;
- метод упражнения (повторение, закрепление, упрочение и совершенствование волевых способов действий).
В рамках аксиологического направления мы предлагаем следующие методы и формы работы: методы, связанные с духовно-нравственной сферой ребенка: увлечение добрым делом; увлечение героическим – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины.
Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к истории своей Родины, своей семьи (рода), воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности; метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога; метод сочувствия (создание эмоционально насыщенного пространства, личностно значимого для ребенка, например, помощь бездомным животным и обсуждение этой проблемы с ребятами), метод сотворчества (помочь ребенку увидеть прекрасное, участвовать в совместной творческой деятельности).
Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия – развивается вера в свои силы;
- беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- напоминание;
- сомнение (этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше);
- достижение согласия с самим собой – метод, с помощью которого достигается чувство понимания к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- достижение гармонии с окружающим – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Когнитвное направление реализовывалось с помощью следующих методов: метод рефлексии, с помощью которых воспитанник получает возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату, осуществить процесс самопознания своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам.
Методы познания как способности к приобретению знаний о духовных качествах, в том числе, и ответственности, – эмпирические:
- наблюдение, эксперимент, измерение, теоретические: методы анализа, синтеза, обобщения в процессе исследования;
- метод лекции – воспитатель раскрывает смысл духовных и нравственных понятий;
метод безмолвие ума – ум не должен судить о вещах и людях, так как он не является инструментом знаний, а только их двигателем.
Заставив замолчать свой ум, можно привлечь нужные знания и мысли из пространства, притянутые созвучно вашему сознанию. Для внутренних открытий очень важно развитие ума, интеллектуальное развитие, так как ум является или важным инструментом, или препятствием расширения сознания.
Например, можно сформулировать один тезис, а затем противоположный. Затем начинается мыслительный процесс размышлений для разрешения данной задачи путем синтеза, для объединения ее в более емкую идею, идею иного качественного уровня.
Метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; метод деловой игры – при снижения психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию опыта ответственного поведения; метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, направленных на развитие ответственности.
Эмоционально-волевое направление предполагает следующие методы: метод самонаблюдения своих эмоций – метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Метод постепенности – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни; метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма.
Методы укрепления психического здоровья ребенка:
- метод угашения отрицательных переживаний – способ «размысливания» таких эмоций как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций;
- метод устранения плохих привычек – осознание вреда, идущего от плохих привычек (откладывание важных дел на «потом», вранье);
- метод выработки хороших привычек и положительных черт характера;
- метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Следующий метод, влияющий на улучшение характера, установления контроля над своими чувствами, привлечение нужных знаний – метод достижения внутреннего равновесия (метод внутреннего спокойствия) способствует развитию волевых качеств и ответственности.
Это лекции и семинары по освоению философских и социальных знаний, связанных с пониманием ответственности человека; интерактивные формы: квесты, тренинги самопознания и саморазвития, креативные дискуссии и беседы, проекты, мероприятия, экскурсии, походы, экспедиции и т.д.
- Воспитание детей и подростков в спортивной среде учреждений физкультурно-спортивной направленности
- Положение об Ученическом научном обществе в школе
- Педагогические риски в развитии коллектива
- Влияние коллектива на развитие личности
- Содержание воспитания в коллективе когнитивистской ориентации
- Культурная среда образовательной организации
- Методика коллективной творческой деятельности
- Механизм реализации
- Закономерности развития коллектива
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу