Сущность, значение и правовая основа организации органами внутренних дел оперативно-розыскного предупреждения преступлений

Предупреждение и пресечение преступлений является одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ об ОРД).

Вместе с тем предупреждение преступлений является важнейшей государственной задачей. В ее решении принимают участие многие государственные органы и общественные формирования.

Меры предупреждения преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой и воспитательный характер.

Интересно
Особое значение в предупреждении преступлений придается жесткому социально-правовому воздействию в отношении тех, кто совершает правонарушения. Это направление в последние годы активно реализуется в законодательных и иных нормативных правовых актах.

Значительная роль при этом отводится органам внутренних дел.

Важным критерием осуществляемой органами внутренних дел деятельности по предупреждению преступлений является соответствие содержания предпринимаемых ими мер причинам преступлений и условиям, способствующим их совершению.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений – это деятельность подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Теорией оперативно-розыскной деятельности разработан ряд направлений, касающихся деятельности оперативных подразделений и их сотрудников по осуществлению предупредительно-профилактической работы в отношении лиц, склонных к совершению преступлений, замышляемых либо к ним готовящихся.

Сущность деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений заключается в осуществлении ими целого комплекса мер, проводимых с использованием имеющихся сил, средств, мероприятий, методов и форм в следующих основных направлениях.

Во-первых, эти меры должны быть направлены на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Во-вторых, на установление контроля и надзора за лицами, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими преступлений с целью склонения их к отказу от преступных намерений.

В-третьих, на недопущение со стороны лиц, замышляющих или готовящихся совершить преступление, противоправных действий путем воспрепятствования реализации преступных намерений или пресечения начавшейся преступной деятельности.

Предупреждение преступлений достигается путем применения различных мероприятий как общесоциального, так и специального характера. Общие социальные меры предупреждения преступлений по своему содержанию должны системно осуществляться в тесной взаимосвязи с мерами специальными.

Основное содержание специальной деятельности этих органов по предупреждению преступлений составляют оперативно-розыскные меры

Вопросы использования при этом оперативно-розыскных сил, средств, мероприятий, а также совершенствования организации и тактики их применения в современных условиях являются важнейшими проблемами теории и практики борьбы с преступностью. В совокупности все они направлены на то, чтобы не допустить совершения преступлений.

Специальное предупреждение, осуществляемое исключительно государственными и общественными организациями, которые призваны вести борьбу с преступностью, направлено на то, чтобы не допустить совершения преступлений конкретными лицами.

Одним из направлений специального предупреждения является правовая профилактика. Ее применение во многом определяет успех в борьбе с преступностью.

Систему правовой профилактики составляют следующие ее виды:

  • уголовно-правовая;
  • уголовно-процессуальная;
  • исправительно-трудовая;
  • административная;
  • криминалистическая;
  • криминологическая.

Особенность профилактики, проводимой оперативными подразделениями, обусловлена тем, что территориальные органы МВД России, на которые возложена эта работа, при этом используют свои специальные возможности, присущие только оперативным подразделениям.

В зависимости от момента начала предупредительной деятельности, выделяют этапы оперативно-розыскного предупреждения:

  • ранние;
  • непосредственные;
  • поздние.

Объектом раннего предупреждения являются как взрослые лица, так и несовершеннолетние, допускающие нарушения общественного порядка, ведущие антиобщественный образ жизни, употребляющие наркотики, злоупотребляющие спиртными напитками.

Субъектами такого предупреждения выступают прежде всего сотрудники оперативных подразделений, участковые уполномоченные, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних.

Способом предупредительного воздействия является устранение негативного влияния антиобщественных элементов; воспитательное воздействие в целях положительной переориентации.

Объектом непосредственного предупреждения являются лица, ранее судимые, осужденные к мерам наказания, не связанными с лишением свободы, осужденные условно, освободившиеся из мест лишения свободы условно-досрочно.

Основные способы предупредительного воздействия:

  • склонение к отказу от совершения преступления;
  • устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению;
  • применение предусмотренных законом мер административного наказания.

Объектом позднего предупреждения являются лица, замышляющие или подготавливающие преступление, а также покушающиеся на него.

Способ – создание условий, исключающих или затрудняющих совершение преступлений; привлечение к уголовной ответственности за покушение на преступление либо за другие ранее совершенные преступления; задержание на месте преступления.

При осуществлении оперативно-розыскного предупреждения необходимо соблюдать следующие требования:

  • строго соблюдать законы и подзаконные нормативные правовые акты;
  • использовать в полном объеме силы и средства органов внутренних дел;
  • реально планировать комплексные оперативно-профилактические мероприятия;
  • оказывать воздействие на профилактируемое лицо в соответствии со степенью его криминогенной активности.

С учетом вышеизложенного можно выделить признаки, присущие в своей совокупности лишь оперативно-розыскному предупреждению:

  • осуществляется органами внутренних дел, прежде всего их подразделениями, являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности;
  • данная деятельность урегулирована ведомственными нормативными правовыми актами МВД России;
  • направлена на оказание соответствующего профилактического воздействия в целях положительной переориентации лиц, склонных к совершению преступлений или покушающихся на них, а также на устранение криминогенных факторов, негативно на них влияющих;
  • начинается после окончания проверки первичной информации и принятия решения о необходимости проведения комплекса мероприятий профилактической направленности, а заканчивается устранением криминогенных причин, условий и достижением результата исправления профилактируемого лица при оказании на него положительного воздействия;
  • осуществляется органами внутренних дел с использованием всех сил, средств, мероприятий.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам, происходящим в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основными задачами территориальных органов МВД России по предупреждению преступлений являются:

  1. Выявление и анализ причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению или нейтрализации.
  2. Выявление и постановка на профилактический учет лиц, замышляющих их совершение, а также принятие в отношении таких лиц необходимых мер воздействия.
  3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
  5. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Рассматривая правовую основу организации оперативно-розыскного предупреждения преступлений органами внутренних дел, необходимо отметить, что его нормативное регулирование ставит перед собой следующие задачи:

  • повышение эффективности оперативно-розыскного предупреждения; определение организационных и тактических основ этой деятельности;
  • определение принципов и основных направлений взаимодействия оперативных подразделений с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, а также государственными органами и общественными организациями при его осуществлении;
  • определение компетенции служб и подразделений органов внутренних дел, их прав и обязанностей при осуществлении оперативно-розыскного предупреждения;
  • постановка конкретных целей и задач и обеспечение их единообразного понимания;
  • определение форм и методов контроля над ее осуществлением.

Реализация этих задач на практике позволит обеспечить соблюдение законности при осуществлении органами внутренних дел оперативно-розыскного предупреждения и дальнейшее совершенствование данного вида деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)