Российский международный дискурс
Для того чтобы проследить воздействие западных теорий на российскую культуру, обозначим спектр внешнеполитических позиций и теоретических школ в российском обществе. Со времени Горбачева возникли четыре крупные школы, характеризующие российский внешнеполитический дискурс.
У каждой из них есть свой взгляд на то, какой должна быть стабильная и безопасная Россия. Эти школы сопоставимы с теоретическими традициями в области международных отношений, выявленными Уайтом:
а) традиция, придающая особое значение международной анархии и контролю;
б) традиция, рассматривающая международное взаимодействие как цивилизующую силу в мировой политике и
в) традиция, заинтересованная в принципиальной трансформации международной системы.
В российском контексте основными школами могут считаться либералы, социал-демократы, государственники и национал-коммунисты.
Либеральная школа в целом разделяет прозападную ориентацию и часто ассоциируется с ранним движением «Демократическая Россия» и такими политиками, как Гайдар и Козырев, занимавшими ведущие правительственные посты на ранних стадиях российской поспсоммунистической трансформации.
Либералы признают, что в годы холодной войны Россия действовала против своих собственных интересов и в настоящее время должна сделать все возможное для того, чтобы стать неотъемлемой частью Запада. Запад воспринимается как единственная жизнеспособная и прогрессивная мировая цивилизация.
сновные угрозы российской «подлинной» идентичности исходят от ее собственной экономической отсталости и ассоциации с такими недемократическими странами, как Ирак, Куба, Ливия.
Россия сможет достойно ответить на угрозы и преодолеть свою экономическую и политическую отсталость только через развитие институтов западного образца и вступление в коалицию или сообщество «стран западной цивилизации».
Социал-демократы более чувствительны к российской традиции развития. Эта школа мышления разделяет с либеральной философию всемирного сообщества, но придерживается своего собственного понимания истоков универсальных норм общежития.
По убеждению социал- демократов, гарантирование основных прав человека не следует рассматривать как продукт исключительно западной цивилизации.
Они отказываются воспринимать мир как дихотомию «прогрессивной» цивилизации и отсталых народов и считают, что после холодной войны сложилась иная, более сложная картина мира.
По их мнению, Россия — независимая цивилизация, являющаяся в то же время частью международного сообщества.
В этом мире главные угрозы возникают в связи с нарушением основных прав человека и неуважением к культурному плюрализму.
Основная задача видится в создании всемирного порядка, способного поддерживать «единство в разнообразии» и способствовать диалогу и сотрудничеству наций и культур в соответствии как с некими универсальными правилами, так и внутренними социальными нормами.
Россия должна не копировать западный образец, а найти свой собственный, отражающий культурные особенности путь к глобальной экономической и политической системе.
В то время как социал-демократы придают большое значение культурным факторам в мировой политике, державники рассматривают Мир в категориях борьбы за власть и ресурсы.
Например, бывший министр иностранных дел и премьер-министр Е. М. Примаков и его сторонники считают, что главную угрозу международной безопасности представляют те, кто заинтересован в дестабилизации многополярного баланса власти.
Для того чтобы сохранить этот баланс, по крайней мере в Евразии, Россия должна оставаться суверенным государством и великой державой, способной противостоять гегемонизму других держав. Вместе с западниками и социал-демократами державники не считают Россию изначально враждебной Западу.
По их мнению, она является независимой цивилизацией с отличающимися от Запада интересами и ценностями, которая на протяжении своей истории успешно взаимодействовала с Западом, и такое взаимодействие не ущемляло ее политический суверенитет и культурные особенности.
Неокоммунистическая школа следует традициям советского мышления, интегрируя в коммунистический дискурс ряд высказывавшихся державниками идей.
Как и державники, неокоммунисты убеждены, что Россия должна настаивать на статусе великой державы и культурно независимого государства. Однако они идут дальше.
Например, для лидера российских коммунистов Г. Зюганова Россия принципиально отлична от других цивилизаций и не должна соприкасаться с «чуждыми» — в особенности западными — культурными, экономическими и политическими сообществами.
Вместо этого она должна оставаться социалистической цивилизацией, экономически независимой и свободной от «чуждых» влияний.
Российские интересы несовместимы с западными, и Запад с его империалистическими устремлениями является главной угрозой для России.
- Понятие и виды гражданских правоотношений
- Обзор современной общественной науки
- Война и безопасность в российских исследованиях
- Дискуссии о возможностях «вечного мира» и большей безопасности
- Типы войн и изменения в среде безопасности
- Война как социальный феномен
- Осмысление войны и безопасности
- Социологический подход к международному сотрудничеству и постсоветский регион
- Основные направления социологического анализа международного сотрудничества
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу