Период распространения и продвижения издания как этап редакционно-издательского процесса

Заключительный этап редакционно-издательского процесса начинается с утверждения в издательстве сигнального экземпляра и завершается тогда, когда книга оказалась у потребителя. Он включает в себя различные технологии рекламы, продвижения и распространения издания. Распространение тиража издательской продукции представляет собой достаточно длительный процесс, начинающийся с рекламы продукции, продвижения ее на книжный рынок и реализацию.

Книга – не только вид издания, но и общественное явление она предназначена для того, чтобы ее читали, изучали, использовали содержащиеся в ней знания, опыт, идеи и т. д.

Издательства и авторы заинтересованы в том, чтобы выпущенные издания быстро находили своего читателя. Для этого необходимо чтобы читатель вовремя узнал об издании. Эта задача решается рекламой выпускаемых изданий. В настоящее время не менее важной задачей является получение прибыли. Для этого требуется проведение достаточно глубоких маркетинговых исследований. Исторически сложились два основных канала продвижения и распространения книг: сеть библиотек и продажа книг населению. Распределение тиража издания осуществляется в следующей последовательности.

Издательство передает автору (заказчику) безвозмездно, определяемое издательским договором некоторое количество экземпляров. По желанию автора или заказчика часть тиража передается им на возмездной основе (что также определяется договором). Затем в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном экземпляре документов» принятым Государственной Думой 23 ноября 1994 года (с изменениями на 3 июля 2016 года) производится рассылка 16 обязательных экземпляров книг (брошюр, журналов и продолжающихся изданий) на русском языке с целью формирования ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, обеспечения сохранности обязательного экземпляра документов и его общественное использования.

Для электронных изданий предусматривается другая обязательная процедура. Производители документов в целях последующего распределения электронных изданий между библиотечно-информационными организациями должны доставить в Научно-технический центр «Информрегистр» 5 обязательных экземпляров электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях.

С более подробной информацией о рассылке обязательных экземпляров документов можно получить из ГОСТ Р 7.0.172014 СИБИД. «Система обязательного экземпляра документов. Производители, получатели, основные виды документов». В соответствии с тем же законом, издательство также осуществляет рассылку обязательных платных экземпляров с целью комплектования фондов библиотек и органов научно-технической информации по всей территории России.

Интересно
Основная часть тиража распространяется путем подписки и торговли. В настоящее время заказы чаще всего можно оформить по сети Интернет. В последние десятилетия в издательском деле произошли серьезные перемены, связанные с изменяющимися экономическими условиями – рост стоимости печатной продукции, развитием технологий цифровой печати становлением и развитием электронных публикаций и электронных библиотечных систем. Рассмотрим наиболее перспективные из них.

Печать по требованию (англ. print on demand, POD) впервые представленная в 1997 г. в Стокгольме – современная издательская технология изготовления печатной продукции только при получении заказа от покупателя, как правило по сети Интернет. Печать по требованию как новая модель издательского бизнеса стала возможной с развитием технологий цифровой печати, традиционные технологии полиграфического производства высокой или офсетной печати не могут обеспечить экономическую эффективность единичных и малотиражных изданий книг, тем более в условиях распространения электронных копий изданий в сети Интернет.

Данная технология показывает свою эффективность в издательском маркетинге и используется для исследования спроса на рынке полиграфической продукции. Технология печати по требованию находит свое применение в издательствах при образовательных организациях, научных и других издательствах позволяя предлагать читателям, при минимальных экономических рисках широкий ассортимент своей продукции, при минимальных затратах на производство, хранение и транспортировку.

Несмотря на преимущества данной технологи и она так и не нашла широкого применения в условиях конкуренции с электронными изданиями и распространением электронных копий книг. Распространение технологии сдерживается также высокой стоимостью специального полиграфического оборудования. Наиболее прогрессивным способом реализации издательской продукции в настоящее время стала технология распространения электронных изданий и электронных копий печатных изданий, как через сайты издательств, так и через электронные библиотечные системы.

Деятельность электронных библиотек в России регламентируется ГОСТ Р 7.0.962016 СИБИД. «Электронные библиотеки. Основные виды. Структура. Технология формирования». В настоящее время электронно-библиотечная система (ЭБС) является обязательный элементом библиотечно-информационного обеспечения обучающихся, представляющим собой базу данных, содержащую издания учебной, учебно-методической и другой литературы, используемой в образовательном процессе.

Электронная библиотечная система осуществляет свою деятельность на основе прямых договоров с правообладателями, агрегируя большое количество изданий во взаимодействии с рядом крупнейших издательств. Конечному пользователю материалы доставляются посредством платных онлайн-подписок разной длительности или на условиях открытого доступа (при наличии регистрации). Соблюдение авторских прав в электронных библиотечных системах обеспечивается соблюдением требований законодательства РФ об авторском праве, а также международных договоров, то есть любые охраняемые авторским правом издания включаются в ЭБС только с согласия авторов, издателей и иных правообладателей, как правило на договорной основе.

В настоящее время наиболее крупными ЭБС в России являются: «ЛАНЬ», «Университетская библиотека онлайн», Znanium.com, Book.ru, «Юрайт», НЭБ eLibrary.ru, являющаяся так же национальной наукометрической платформой российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и др.

Рассмотренная технологическая схема основных этапов традиционного редакционно-издательского процесса носит обобщенный схематический характер и в контексте развития современных технологии электронной издательской деятельности имеет свои особенности, с которыми нам предстоит ознакомиться далее на примере подготовки и издания научных и учебных изданий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)