Нормотворчество и нормотворческий процесс: понятие, признаки, принципы

На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что правовое регулирование выступает главным, универсальным способом управления общественным поведением.

Право как единая система, объединяющая в себе отрасли, подотрасли, правовые институты и правовые нормы, является обязательным средством социального управления, неотъемлемым и неотделимым от государства инструментом, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие общества.

Несмотря на то, что достижение поставленных частных целей в процессе социального управления возможно и без «подключения» правового регулятора, его игнорирование весьма опасно и может привести к множеству негативных последствий:

  • нарушение прав и свобод граждан;
  • невыполнение возложенных обязательств субъектами правоотношений;
  • произвол и развитие коррупции;
  • развитие ложных представлений о позитивном поведении граждан;
  • снижение качества профессиональной деятельности.

В этой связи проблема качественного нормотворчества представляется весьма актуальной.

Президент Российской Федерации В. В. Путин, отмечая необходимость повышения уровня качества нормотворчества, подчеркнул: «Это, кстати, общая задача для всех участников законотворческих процессов, для всех, кому предоставлено право законодательной инициативы.

Новые нормы нужно встраивать в систему действующего законодательства чрезвычайно аккуратно, не допуская коллизий норм и избыточного регулирования».

В теории права процесс создания правовых норм и нормативных правовых актов именуется «правотворчество» или «нормотворчество».

В вопросе соотношения данных понятий в науке не выработан единый подход. Так, Ю. Г. Арзамасов понятие «нормотворчество» использует в качестве равнозначного понятию «правотворчество».

В своей монографии ученый раскрывает данные понятия, используя лексические единицы: союз «или» («правотворчество или нормотворчество»), а также круглые скобки: «нормотворчество (правотворчество), будучи единым юридическим понятием, состоит из различных частей…».

Интересно
И. В. Куртяк, напротив, рассматривает нормотворчество как одну из «двух частей правотворчества», наряду с ведомственным нормотворчеством. Ученый также отмечает, что рассматриваемые понятия следует различать в зависимости от органов, наделенных соответствующими полномочиями.

Правотворчество осуществляется законодательными органами государственной власти Российской Федерации и законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормотворчество осуществляется органами исполнительной власти в лице министерств, ведомств, федеральных служб, которые принимают нормативные акты в форме приказов, распоряжений, инструкций. Таким образом, И. В. Куртяк делает вывод, что правотворчество – это отрасль права, а нормотворчество выступает его институтом.

Т. Н. Москалькова и В. В. Черников отмечают, что термин «правотворчество» обычно употребляется для обозначения общего процесса принятия правовых актов независимо от их вида, а «нормотворчество» – для издания лишь нормативных правовых актов.

В вопросе соотношения понятий «правотворчество» и «нормотворчество» автор разделяет точку зрения, предложенную учеными А. Н. Мироновым и С. Н. Ушаковым, которая заключается в использовании двух подходов к пониманию нормотворчества: широкого и узкого.

Широкий подход связан с различными видами социальных норм, которые оказывают воздействие на урегулирование общественных отношений: правовых, религиозных, норм морали. В данном аспекте нормотворчество стоит рассматривать как деятельность, направленную на создание любых социальных норм. Правотворчество в этом случае будет выступать частным случаем нормотворчества и соотносится с последним как часть и целое.

Узкий подход состоит в рассмотрении нормотворчества как деятельности специальных уполномоченных субъектов: органов государства и должностных лиц по принятию, изменению или отмене нормативных правовых актов.

В данном случае нормотворчество будет соотноситься с правотворчеством как часть и целое. Именно в таком понимании будет использоваться понятие «нормотворчество» в представленной работе.

Нормотворчество характеризуется следующими признаками:

  1. Нормотворчество – это особый вид государственно-властной или управленческой деятельности уполномоченных органов или должностных лиц. Оно выступает одним из проявлений и, в то же время, гарантией суверенитета государства. Только государство обладает монополией на нормотворчество и может наделять иных субъектов нормотворческими полномочиями под своим контролем.
  2. Нормотворчество – это созидательно-интеллектуальная или творческая деятельность, направленная на изучение и познание процессов действительности, их анализ, выявление потребности в установлении новых правил поведения, изменении или отмене существующих, формулирование правил поведения и предложение механизма их реализации.
  3. Нормотворчество – это процессуальная деятельность, которая состоит из стадий и регламентируется различными нормативными правовыми актами. Действующие нормативные правовые акты детально закрепляют субъектов нормотворчества, их компетенцию, пределы нормотворчества, порядок принятия нормативных актов, правовые ограничения, возникающие в ходе нормотворчества и т. д.
  4. Нормотворчество – это результативная деятельность. Результатом нормотворчества выступает принятие нормативного правового акта, который по своему содержанию устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
  5. Нормотворчество – это особое средство управления обществом. В нормотворчестве выражается оперативное реагирование государства на стихийно возникающие общественные отношения или, наоборот, на общественные отношения, находящиеся в стагнации, тем самым стимулируя их развитие.

Таким образом, нормотворчество можно определить как особый вид государственно-властной, созидательно-интеллектуальной деятельности уполномоченных органов государства и должностных лиц, осуществляемый в особой процессуальной форме, направленный на создание, изменение или отмену правовых норм.

Нормотворчество осуществляется на основе системы принципов, определяемых как основополагающие идеи, лежащие в основе нормотворческой деятельности, так и закономерности, обеспечивающие реализацию данного процесса.

Поскольку авторами выбрана концепция соотношения правотворчества с нормотворчеством как целого и части, то следуя законам формальной логики, принципы, лежащие в основе правотворчества, в полной мере будут применимы к нормотворчеству.

Принцип законности. Данный принцип предполагает точное и неукоснительное исполнение требований нормативных правовых актов всеми участниками нормотворческого процесса.

Помимо закрепления в нормативных правовых актах процедуры нормотворчества, принцип законности предполагает выполнение ряда требований:

  • требования, предъявляемыек  соответствию формы и содержанию нормативного правового акта;
  • требования, предъявляемые к технико-юридическим аспектам нормативного правового акта;
  • требования, предъявляемые к компетенции субъектов нормотворчества.

Так, подготовка проектов нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации.

Принцип демократизма. В теории государства и права сущность принципа демократизма заключается в признании народа единственным источником государственной власти.

Применительно к нормотворчеству принцип демократизма состоит в возможности населения участвовать в данной деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Реализация данного принципа возможна в различных законодательно установленных формах: референдум, правотворческая инициатива, общественный мониторинг, общественное обсуждение.

В частности, Т. Н. Москалькова и В. В. Черников отмечают о необходимости гласности и открытости процесса обсуждения проектов нормативных правовых актов и об обязательности размещения проектов нормотворческих решений, выработанных федеральными органами государственной власти на своих официальных сайтах и в сети Интернет.

Л. А. Морозова в контексте рассматриваемого принципа пишет о таких формах его реализации, как возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями, освещение работы законодательных органов по телевидению, в средствах массовой информации.

На наш взгляд, в данном случае речь идет о взаимодополняющем принцип демократизма – принципе гласности, который состоит в открытости и прозрачности нормотворческих органов в отношениях с обществом. Принцип гласности в нормотворчестве следует из закрепленного в ст. 29 Конституции РФ права искать, получать и распространять информацию любым законным способом, а также свободы массовой информации и запрета цензуры.

Принцип профессионализма. Принцип профессионализма выступает одним из ключевых критериев эффективной и надежной деятельности органов и должностных лиц всех уровней в системе управления.

Создаваемые в результате нормотворческой деятельности правила поведения распространяются на различных субъектов общественных отношений (от отдельно взятого человека до государства в целом).

В связи с этим их качество должно соответствовать самым высоким требованиям. Именно на лиц, стоящих у истоков создания нормативных правовых актов, участвующих в составе рабочих групп, в их разработке, составлении и изменении текстов правовых актов, наделенных полномочиями по принятию решений относительно разработки проектов правовых актов, возлагается большая ответственность.

Как справедливо заметил В. С. Нерсесянц, «дилетантизм здесь столь же недопустим, как и в других сферах профессиональной деятельности, и к тому же чреват несомненно более существенными негативными социальными последствиями».

Поскольку невыполнение данного принципа приводит к негативным последствиям, то вполне обосновано сказать об ответственности за его нарушение. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» установлено, что «руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение требований настоящего постановления».

Принцип научности заключается в научной обоснованности нормотворческой деятельности, теоретическом обосновании принимаемых нормативных правовых актов, учете и использовании новейших достижений науки и практики. В. И. Ленин писал, что «для нас теория есть обоснование предпринимаемых действий для уверенности в них».

Научный подход в нормотворчестве призван обеспечить должную эффективность механизма правового регулирования, регулятивную, охранительную и воспитательную функции права.

Целесообразность, правильность и обоснованность нормативных правовых актов определяется тем, насколько полно и точно они отражают действительные потребности развития общества.

На основе анализа ряда документов, принятых за последние годы (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и др.) можно сделать вывод, что принцип научности выступает обязательным условием не только нормотворчества, но и всей осуществляемой в Российской Федерации политики.

Принцип планирования. Представитель немецкой школы экономики, нобелевский лауреат В. Ойкен писал: «Всегда и везде любая хозяйственная деятельность базируется на планах..».

Для нормотворчества принцип планирования также выступает обязательным атрибутом. С большой условностью можно разделить позицию И. В. Куртяка, отмечающего, что принцип планирования позволяет упорядочить порядок принятия нормативных правовых актов и усилить ответственность должностных лиц, поскольку сущность принципа планирования состоит в обеспечении достижения целей нормотворческого процесса (прежде всего своевременное урегулирование общественных отношений) в соответствии с потребностями разрешения долгосрочных задач в различных сферах.

Интересно
Значимость данного принципа подтверждается принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которым определены принципы стратегического планирования, задачи, полномочия органов государства в сфере стратегического планирования и другие аспекты.

Вместе с тем, как справедливо заметил профессор В. М. Баранов, существенным недостатком указанного закона является отсутствие стратегии законотворчества, как основополагающего документа стратегического нормотворчества, который следует разрабатывать как на федеральном, так и на региональном уровне.

По мнению ученого, стратегия законотворчества должна быть включена в число документов стратегического планирования и иметь нормативный характер.

Отмеченные принципы имеют большое значение для эффективности нормотворчества, что подтверждается их реальным закреплением в нормативных правовых актах. Отступление же от указанных принципов неизбежно ведет к ошибочным и произвольным решениям, излишним затратам материальных, социальных и иных ресурсов в процессе нормотворчества, росту коррупционных проявлений, снижению качества нормативных правовых актов и, как результат, утратой права своего регулирующего потенциала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)