Методология исследования Корана и хадисов
Исламскими первоисточниками являются священный текст – Коран, а также своды особых преданий – хадисы (сунна). Они являются первоисточниками в том смысле, что именно из них черпают сведения по ключевым вопросам мировоззрения, практике поклонения, правовым вопросам, по вопросам нравственного и этического характера.
О месте и соотношении Корана и хадисов (сунны) российский востоковед Д.В. Фролов отмечает, что «Коран для мусульманской общины есть источник всякого знания, а сунна – это разъяснение Корана». Он приводит также слова известного мусульманского ученого имама Шафи‘и , который говорил:
О важности изучения этих первоисточников известный западный востоковед Джон Бёртон пишет, что «вместе со Священным Кораном Сунна составляет основу, на которой зиждется мусульманская политическая, правовая и доктринальная мысль».
Для ведения любого рода исследований Корана и хадисов (сунны), претендующих на адекватное понимание, необходима осведомленность об особенностях их научного исследования. Эти особенности, прежде всего, заключены в необходимости работы с первоисточниками посредством отраслей знания, именуемых корановедением (коранистикой) и хадисоведением.
Исследование специализированной литературы позволяет заключить, что к наиболее значимым из частных методологических факторов, учитываемых при работе с исламскими первоисточниками, можно отнести принцип иерархичности и особой обусловленности, а также необходимость проведения тематических изысканий и учета особенностей корановедческих и хадисоведческих исследований.
Всестороннее изучение методологических оснований работы с Кораном и хадисами позволяет выдвинуть следующие принципы их научного исследования:
- Окончательное суждение по многоплановой проблеме не может основываться на единичном информационном фрагменте.
- Исследование начинается с тематических изысканий, заключающихся в поиске фрагментов, имеющих отношение к исследуемой проблеме.
- Анализ исследуемых фрагментов строится с учетом принципа иерархичности (Коран, далее – хадисы по степеням их достоверности) и принципа особой обусловленности (хадисы разъясняют и дополняют Коран).
- Подлежащие анализу фрагменты исследуются с учетом особенностей корановедческих и хадисоведческих изысканий. Целью анализа является выстраивание логики суждения первоисточников относительно исследуемой проблемы.
- Дополнить исследование должно сопоставление логики первоисточников с наработками современной науки в рассматриваемой области.
Таким образом, принципы исследования исламских первоисточников предполагают ведение первоначально независимых корановедческих и хадисоведческих исследований, каждые из которых в конечном итоге объединяются в общую логику исламских первоисточников по обозначенной проблеме. Для наглядности представляем логико-смысловую модель исследования исламских первоисточников.
Более подробно приведенные принципы могут быть представлены следующим алгоритмом исследования:
- Формулирование проблемы исследования.
- Постановка цели и задач исследования.
- Анализ научных наработок по проблеме исследования.
- Тематические изыскания в информационном поле Корана (посредством специализированных пословных и тематических поисковиков). Отбор коранических фрагментов для дальнейшего анализа.
- Хронологические изыскания, позволяющие упорядочить отобранные фрагменты с учетом хронологии их ниспослания (прежде всего, посредством определения принадлежности к мекканскому или мединскому периодам).
- Исследование выделенных фрагментов на предмет выяснения обстоятельств их ниспослания (по специализированным справочникам).
- Экзегетические изыскания с целью определения всех известных смыслов выделенных фрагментов (по классическим тафсирам).
- Выстраивание логики суждения Корана по рассматриваемой проблеме.
- Тематические изыскания хадисов и отбор тех из них, которые имеют отношение к проблеме исследования (посредством специализированных пословных и тематических поисковиков).
- Хронологические изыскания, позволяющие выстроить отобранные хадисы в соответствии с их хронологией.
- Исследование отобранных хадисов на предмет обстоятельств их появления и запечатления. Изучение комментариев.
- Исследование отобранных хадисов на степень достоверности.
- Выстраивание логики суждения хадисов по рассматриваемой проблеме.
- Сопоставление логики Корана с логикой хадисов по рассматриваемой проблеме.
- Сопоставление результатов исследования исламских первоисточников с научными наработками по проблеме исследования.
- Подведение итогов, оформление выводов и заключения.
Таким образом, выдвигаемые теоретико-методологические основания обеспечивают решение следующих проблем:
- упорядочение терминологического пространства научных исследований, связанных с исламскими первоисточниками;
- определение принципов научного исследования исламских первоисточников;
- определение частных особенностей научного исследования исламских первоисточников;
- расширение перспектив исследования исламских первоисточников для фундаментальной науки и прикладных изысканий.
Приведенная логико-смысловая модель исследования исламских первоисточников, представляет собой когнитивную визуализацию указанных положений, разработанную с учетом рекомендаций специалистов по инструментальной дидактике.
Область применимости разработанных положений не ограничивается только педагогической наукой, а распространяется на любую сферу гуманитарного знания.
- Обучение на основном факультете
- Учебная программа одного из основных факультетов
- Предфакультетская подготовка
- Документы об образовании, титулы и степени учености
- Педагоги
- Правила организации внутреннего распорядка учебных заведений
- Особенности методик и методов обучения
- Особенности организации образовательного процесса в исламской педагогике
- Принципы воспитания и образования в исламской педагогике
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу