Классификация национальных экономик

Национальные экономики представляют собой множество хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями. В богатой палитре национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся в общих чертах в однотипных хозяйствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономикой иного типа, могут не прижиться и приносить немалые потери.

Понимание логики хозяйственных механизмов национальных экономик различных типов важно при разработке эффективной экономической политики, для составления прогнозов развития. Поэтому каждая страна стремится определить присущий ей хозяйственный механизм и наиболее эффективный вектор его развития.

Россия должна определить логику эффективного механизма хозяйствования, соответствующего уровню ее развития и месту ее в системе международного разделения труда.

Поиск наиболее эффективного пути развития становится более успешным, если он опирается на мировой опыт развития других стран. Он позволяет предугадать возможные сценарии развития при использовании экономических рычагов, уже апробированных другими государствами в рамках той или иной хозяйственной модели.

Выявлению специфических особенностей, присущих каждой модели, способствует классификация типов развития. Такая классификация, построенная на критериальной основе, облегчает процесс идентификации каждого типа и его хозяйственного механизма.

Каждый тип национальной экономики имеет свои пределы возможностей. Границы возможностей, вытекающие из уровня развития производительных сил, стали важнейшим критерием классификации типов национальной экономики.

Возможности национальной экономики отражают достигнутый уровень ее экономического развития (уровень ВВП) и уровень доходов надушу населения. Эти два взаимосвязанных показателя характеризуют степень развития производительных сил.

Группировка стран по достигнутому уровню экономического развития была предложена ООН. Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню.

ООН выделила три группы стран:

  • развитые страны с рыночной экономикой;
  • развивающиеся страны с рыночной экономикой;
  • страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной).

Из 184 стран мира, входивших в состав ООН к середине 1990-х гг., выделяют самых преуспевающих — страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Италию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны.

Группа промышленно развитых стран с высоким уровнем доходов образовала Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Позже к ней примкнули Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея.

Развивающиеся страны — 132 государства Азии и Африки, Латинской Америки — характеризуются низким и средним уровнями доходов. Они производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме.

К странам с переходной экономикой относятся 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая подгруппа — страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой иногда называют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Россия относится к странам с переходной экономикой.

Другой критерий — «Уровень доходов на душу населения» — взял на вооружение Всемирный банк, используя его при решении вопросов о предоставлении международной помощи отстающим странам. Он группирует все страны по доходам — по ВИД на душу населения.

К числу стран и территорий с высокими доходами (более 9266 долл.), помимо стран — членов ОЭСР, относят Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, получающие высокие доходы от экспорта нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также карликовые государства — офшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы острова).

Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.).

Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские страны, не обладающие запасами нефти, — это страны с доходом ниже среднего. В частности, Россия вступила в XXI в. со среднедушевым доходом 2270 долл.

К группе государств с низким доходом (менее 755 долл.) относятся большинство государств Тропической Африки (Африки ниже Сахары), Индия и ее соседи по Южной Азии, ряд стран СНГ.

Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень развития производительных сил. По этому критерию различают доиндустриальные, индустриальные и информационные экономики.

Доиндустриальные экономики базируются на сельском хозяйстве, рыбоводстве, заготовке леса и других ресурсов, добыче полезных ископаемых вплоть до природного газа и нефти.

Разграничение между постиндустриальной и индустриальной экономиками проводится по различиям в использовании ими технологических процессов.

Индустриальная экономика использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров.

В информационной экономике производство, обмен информацией и знаниями осуществляется при помощи телекоммуникаций и компьютеров.

Продвижение вперед от одного типа к другому сопровождалось увеличением доли добавленной стоимости в конечном продукте.

Россия, имея разнородные уклады, постепенно продвигается к постиндустриальной экономике.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики. Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

  • рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);
  • рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;
  • рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

В России велико влияние государственных и частных крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Нерыночные типы национальных экономик подразделяют на традиционные и командно-административные.

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Командно-административная (централизованная плановая) экономика строится на подчинении основ хозяйствования предприятий централизованным директивам. Она опирается на государственную собственность на средства производства.

По степени открытости национальных экономик мировому рынку национальные экономики могут быть открытыми и закрытыми. По этому критерию Всемирный банк выделяет пять групп. Низшая группа стран, которые причисляют к странам с закрытой экономикой, имеют долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая группа — более 35%.

Большинство переходных экономик, включая Россию, относится к весьма открытым экономикам с высокой долей экспорта в ВВП. В России он составляет 25%.

По степени адаптации к глобальным процессам национальные экономики ранжируются по выигрышным и проигрышным позициям. Национальные экономики можно классифицировать и по иным критериям, например по региональному, этническому и т.д.

В рамках каждого типа национального хозяйства возможны различные варианты развития. Рыночные экономики также отличаются большим разнообразием.

Они различаются по направлениям развития, т.е. по используемым моделям. Существующие модели строятся с учетом своеобразия социально-экономических условий, государственного регулирования экономики, конкурентных преимуществ различных стран, традиций и применяемых правящей элитой стратегий.

Наиболее известны следующие рыночные модели:

  • либеральная (американская) рыночная модель;
  • регулируемая рыночная экономика (западноевропейская модель);
  • социально-ориентированная рыночная модель, направленная на поддержание социальной гармонии в обществе. Эта модель развития может действовать в рамках регулируемой рыночной экономики;
  • японская модель, опирающаяся на сильную структурную политику государства, подчиненную экспортной ориентации. Для нее характерно использование национальных традиций в менеджменте предприятий;
  • олигархическая модель. Она наблюдается при подчинении интересов государства выгодам господствующих в стране финансовопромышленных групп. В России угроза сползания в олигархическую модель достаточно реальна;
  • догоняющая рыночная модель. Ее используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперед в промышленной трансформации. Она предполагает использование государством долгосрочных стратегий и мобилизационных потенций. Такие стратегии предполагают получение необходимых технологий, повышение уровня квалификации кадров и национальной науки.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)