Экономические преимущества корпораций

Сложности и проблемы корпоративного управления по сравнению с другими формами групповой организации собственности с лихвой компенсируются экономическими преимуществами публичной компании, которые обеспечивает эффективное корпоративное управление и которые открывают перед компанией принципиально новые возможности развития бизнеса.Прежде всего, эффективная система корпоративного управления выступает как главный инструмент создания акционерной стоимости.Чтобы понять, как это происходит, определим стоимость акционерного капитала как стоимость компании за вычетом задолженности и прочих обязательств. Стоимость компании определяется как сумма инвестированного капитала и дисконтированной величины прогнозируемой экономической прибыли.
Экономическая прибыль, или экономическая добавленная стоимость (economic value added — EVA), в этом случае может быть определена следующим образом:

Экономическая прибыль (EVA)=Инвестированный капитал • (ROIWACQ)

где ROI (return on investment) — рентабельность инвестированного капитала; WACC (weighted average cost of capital) — средневзвешенная стоимость привлеченного капитала (акционерного и заемного).

Отсюда следует, что акционерная стоимость компании определяется ее способностью минимизировать стоимость привлеченного капитала (WACQ и максимизировать отдачу от инвестированного капитала или собственных активов (ROI).

Эффективное управление компанией предполагает использование обоих этих рычагов увеличения EVA.Если система управления компанией эффективна, инвесторы готовы покупать акции по значительно более высокой цене, чем средневзвешенная стоимость акций компаний, работающих в отрасли. А это означает, что инвесторы соглашаются получать меньший возврат на капитал (ROI), вкладывая деньги в компании с эффективным корпоративным управлением, чем от вложений в компании с менее привлекательным имиджем корпоративного управления.

Все это означает, что для компании снижается стоимость привлеченного капитала (WACQ. Это позволяет ей осуществлять проекты, недоступные конкурентам изза более высокой стоимости привлеченного капитала. По этой же причине компании вынуждены раскрывать информацию о результатах своей деятельности и относительно стратегических планов. Такие «прозрачные» компании рассматриваются инвесторами как более надежные по сравнению с компаниями, скрывающими экономическую информацию.

Улучшению финансовых показателей компании способствует рост производительности или рентабельности инвестированного капитала (ROI), например, за счет рационального распределения между различными направлениями бизнеса (бизнес-единицами) ограниченных ресурсов компании, причем не только материальных (машины, оборудование, средства связи и пр.), но и нематериальных (талант и опыт руководителей, знания и навыки персонала), или лучшего управления рисками за счет большей прозрачности системы согласования интересов акционеров, кредиторов и менеджеров, создания системы сдержек и противовесов, что также является функцией эффективной системы корпоративного управления.

Кроме этого, компания, обладающая возможностями привлекать большие ресурсы инвесторов, обладает преимуществами по отношению к конкурентам относительно масштабов и скорости реализации привлекательных с точки зрения прибыльности проектов, что, в свою очередь, ведет к созданию дополнительной акционерной стоимости.

Как показала практика, функционирование хозяйственных структур в форме корпораций дает ряд преимуществ по сравнению с единым унитарным предприятием:

  • возможность оптимизации технологической цепочки (от получения сырья до производства и реализации конечной продукции);
  • экономию на торговых операциях (общеприменимые материалы и оборудование, закупаемые оптовыми партиями);
  • хорошие перспективы диверсификации производства для снижения риска;
  • дотирование предприятий корпорации, ведущих разработку и освоение новой высокоэффективной продукции либо выходящих на новый рынок;
  • консолидация финансовой отчетности для выработки стратегии минимизации затрат, в том числе выплаты наименьших налогов;
  • укрепление конкурентных позиций, создание олигополии конкурентного преимущества совместно с партнерами и даже монополии на рынке определенного вида продукции и услуг.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)